easy site builder

Практики - Курс для преподавателей - Семинары - 

мой путь в йоге

Если говорить о пути, а не о сухих фактах биографической страницы, то я бы начал с того, что в моей жизни было "много жизней". Но какие бы жизни я ни проживал, какие бы потери ни переживал или, напротив, какие бы потрясающие открытия ни переполняли мою очередную жизнь, - во всем этом присутствовало одно ощущение. Это неуловимое чувство того, что "здесь и сейчас" что-то происходит не так или не вовремя. Мир повседневности умеет как никто другой преподносить однообразную и привычную монотонность или, напротив, чрезмерную и протестующую эмоциональность, как нечто правильное, привычное и крайне необходимое.

Если говорить о пути, а не о сухих фактах биографической страницы, то я бы начал с того, что в моей жизни было "много жизней". Но какие бы жизни я ни проживал, какие бы потери ни переживал или, напротив, какие бы потрясающие открытия ни переполняли мою очередную жизнь, - во всем этом присутствовало одно ощущение. Это неуловимое чувство того, что "здесь и сейчас" что-то происходит не так или не вовремя. Мир повседневности умеет как никто другой преподносить однообразную и привычную монотонность или, напротив, чрезмерную и протестующую эмоциональность, как нечто правильное, привычное и крайне необходимое. Нам привычнее думать, что яркость и наполненность нашей жизни зависит от количества дел, социальных контактов или невероятного, нового опыта, путешествий и тому подобного.
Но парадокс заключается в том, что яркость и наполненность жизни не имеет прямой зависимости от степени занятости календаря или количества перемещений на карте. Как часто я слышу о чувстве опустошенности и апатии, которое приходит после путешествий или значимых, радостных событий. То, что принято называть интуицией, вдруг неожиданно подсказывает, что пора "что-то менять". Иногда это намерение превращается в действие, и мы начинаем некие поиски, мы пытаемся упорядочить нашу жизнь, начинаем заниматься спортом, ищем ответы в книгах, астрологии и используем другие более или менее оригинальные методы, чтобы разобраться в том, что же именно "пора менять".
Сложность, на мой взгляд, заключается в том, что менять ничего не требуется, но необходимо учиться узнавать себя, осознавать себя и окружающий мир.
Наверное, именно поэтому в свое время практика йоги стала неотъемлемой частью моей жизни. Мне потребовалось время, чтобы осознать, что свобода и гедонизм не имеют ничего общего.
В этом поиске "самого себя", конечно, йога - не нечто исключительное, поймите меня правильно. Философия, этика, искусство и многие другие достижения мысли и гения человечества нам "в помощь".
Но инструментарий йоги как психофизической практики, на мой взгляд, при должном руководстве -действительно уникален.  
Человек в современных реалиях поставлен в условия хронического стресса, мощного информационного потока, обусловленности социальных связей, установок на личную эффективность. Культ счастья - это финальный аккорд, который часто не позволяет прислушаться к истинному самоощущению, заглушая наш внутренний голос.  
Философия йоги помогает нам понять наш внутренний мир, а практика Асан помогает нам работать с психо-физическими проблемами, причины которых все чаще в современном обществе кроются в работе психосоматики, дисгармонии сложных внутренних взаимосвязей центральной нервной системы с организмом человека. 
 Павел Вишнивецкий

Понимание нашего внутреннего мира, этот путь к самому себе - это не просто "квест" на досуге и не некий модный пасьянс "поговорим о глубоком". Видимая доступность любой науки о внутреннем мире человека часто делает их жертвами поспешных спекуляций. И философия йоги, к слову, здесь не исключение. 

В своих исследованиях философии йоги я стараюсь придерживаться твердого фундамента, точных переводов с санскрита и авторитетных текстов исследователей-индологов, а также комментаторов аутентичных текстов.

Практика, йогическое и рефлективное сосредоточение, изучение аутентичных текстов - вот ключи к продвижению в философии йоги. Продвижение не путем ментальных конструирований, и тем более не путем визуализаций или удобных ментальных представлений, но продвижение через особую внутреннюю работу, в которой высвечиваются  "грани" самосознания, в которой приветствуются все методы - рефлексия и  йогическая "вимана пратьяя". В аутентичной философии йоги нет границ, это честный путь самообнаружения своей истинной природы. Способность к сосредоточению, самоконтролю и ясное воспритие окружающего мира - вот то, что сопутствует вам, если вы начали исследовать самое удивительное - ваш внутренний мир.

Павел Вишнивецкий

"...Если без какого-либо усилия, независимо от действия воли, в произвольное время, познавательная способность ума останавливается, приходит в состояние покоя, то это - не Йога. Было обнаружено, что некоторые люди внезапно впадают в психическое состояние покоя; они воображают, что в это время они ничего не осознавали. Если говорить о физических признаках, то такое спокойствие похоже на сон. Обмороки, каталепсия, истерия и др. также вызывают подобное состояние бездеятельности ума. Однако в силу упомянутых выше условий это состояние не может рассматриваться как Йога. Повторюсь, некоторые из людей обладают естественным образом, или путем практики приобретают способность останавливать циркуляцию крови или обходиться без пищи в течение длительного или короткого периода времени, но ничто из перечисленного не является Йогой. Задержка дыхания на некоторое время как результат физического усилия или удержание позы также не является настоящей Йогой, потому что у людей, способных совершать такие подвиги, не обнаруживается как обязательное условие - сила концентрации ума на каком-либо конкретном объекте и согласно их воле.”

“Причина несовершенства  нашего знания кроется в постоянной подвижности, текучести сознания, которое в своей изменчивости неспособно углубиться в сердце вещей. По мере углубления и усиления сосредоточения подлинное и совершенное знание вещей загорается перед умственным взором.”

“Принято считать, что Раджа Йога и Хатха Йога совершенно несходны, различны и противоположны одна другой, что Йога Сутры Патанджали касаются дисциплины духа, а Хатха Йога Прадипика Сватмарамы занимается лишь дисциплиной тела. Но это не так: Хатха Йога и Раджа Йога дополняют друг друга, образуя единый путь к освобождению. Как альпинисту, чтобы взбираться на ледяные вершины Гималаев, нужны не только лестницы, веревки и обувь с шипами, но и физическая подготовка и дисциплина, так и адепту йоги необходимы знания и дисциплина Хатха Йоги Сватмарамы, чтобы достичь вершин Раджа Йоги, о которой говорит Патанджали.”